Открытие инсулина

діабет, исследования, інсулін

История специально для родителей, которые упрекают своих детей-подростков в том, что в 14-15-16-18 лет те «никем не хотят стать, их ничего серьезного не интересует, только фантазии и несбыточные мечты»

Untitled-8Однажды, 14 ноября где-то в конце позапрошлого века в семье канадских фермеров родился мальчик.

Он не выделялся никакими особыми способностями, кроме, пожалуй, некоторого таланта к рисованию. Но вот беда — природа наделила его плохим зрением, да и вообще хиленьким здоровьем.

Учился парень так себе, хотя и глупым назвать его было нельзя. Скорее, чуток не от мира сего: в то время, как друзья и братья (а в семье, кроме него, было еще четверо детей) уже осваивали различные полезные для будущих фермеров специальности, юноша большую часть времени тратил на две вещи.

Кроме рисования, о котором мы уже упоминали, Фредерик (так его звали) любил спрятаться где-нибудь в укромном уголке большого фермерского двора и мечтать, как он совершит что-нибудь такое, за что ему будет благодарно всё человечество.

Иногда он делился своими мыслями с братьями, но те над ним только смеялись.

В возрасте 19 лет Фредерик поступает в колледж на отделение прикладных искусств — и с треском вылетает оттуда, не проучившись и года. Вердикт преподавателей — суров и единодушен: ничего не хочет, не умеет сосредоточиться, рассеян.

Однако мысль о возвращении в родную фермерскую усадьбу, к коровам и индюшкам, кажется Фредерику ужасной, поэтому, собравшись с силами, он поступает на самую доступную, низшую медицинскую программу того же колледжа, чтобы выучиться на медбрата.

Осенью 1913 года юноша приступает к занятием в медицинском колледже, однако образование его откровенно тяготит. Неинтересно! Вскоре грянула Первая мировая война, в которой Фредерик, мечтающий о своей уникальной роли в спасении человечества, видит свой шанс. Дважды он пытается поступить на службу в армию — но безуспешно из-за плохого зрения.

Наконец, с третьего раза ему это удается. Юноша проходит военную подготовку, после чего возвращается… в собственный колледж уже в статусе младшего офицера канадской армии. Еще несколько месяцев ускоренного обучения — и в 1916 году, получив диплом военно-полевого доктора, Фредерик отправляется на фронт.

Удивительно, но апатичный и безвольный юноша на фронте проявил себя с наилучшей стороны. И даже был награжден высокой канадской наградой — «Военным крестом» — за подвиг на поле боя: в ходе битвы при Камбрэ он получил серьезное ранение, но продолжал оказывать помощь другим раненым в течение шестнадцати часов без передышки.

После окончания войны Фредерик демобилизуется и пытается закончить обучение. На войне он, похоже, определился со своей профессией — медицина — хотя на досуге молодой человек продолжает рисовать.

Однако интеграция в мирную жизнь дается Фредерику нелегко: он изучает ортопедию и хирургию, работает временным ассистентом хирурга в детской больнице Торонто, однако места в постоянном штате ему не находится.

Тогда молодой человек перебирается в Онтарио, где в 1920 году открывает частную медицинскую практику… которой также не суждено было стать успешной. Доктор Фредерик в качестве семейного врача едва сводит концы с концами.

Чтобы немного подзаработать, он нанимается на полставки приходящим преподавателем в местный университет — читает ортопедию и антропологию.

Вскоре его замечает университетское начальство. Фредерика по-прежнему не считают особенно одаренным в медицине, но коллегам импонирует его работоспособность и героическое прошлое.

Самому же Фредерику уже понятно, что в качестве частного врача он вряд ли состоится, а место преподавателя в медицинской школе может обеспечить пусть и не самую богатую, но вполне надежную и комфортную жизнь.

И все бы так и шло аж до самой пенсии… но в ноябре 1920 года, готовясь к проведению одного из учебных занятий, наш герой читает несколько научных статей, которые неожиданно его увлекают — да еще как! В течение нескольких следующих месяцев Фредерик буквально живет в библиотеке, изучая все доступные на тот момент материалы на интересующую его тему.

При этом медицинская проблема, заинтересовавшая нашего героя, лежала совсем в другой области медицины, в которой до прочтения «роковой» (в хорошем смысле) научной статьи он не имел ни специальных познаний, ни тем более практических навыков.

Спустя менее, чем полгода, Фредерик, которому на тот момент едва исполнилось 30 лет, решается на совершенно безумный поступок: он отправляется к местному научному светилу и просит того… уступить свою хорошо оснащенную лабораторию на пару месяцев — и этого будет достаточно, чтобы решить проблему, над которой уважаемый профессор вместе со своими коллегами со всего мира бьется уже многие годы.

Первоначально профессор даже пытался выгнать юного наглеца и выскочку. Одно дело забинтовывать на фронте руки-ноги, а другое — совершать крупные медицинские открытия, не имея при этом ни образования, ни научного опыта, ни сколь-нибудь серьезной врачебной практики.

Однако Фредерик продолжал «доставать» старшего коллегу, и в конце концов последний уступил. Плюс — пришло лето, в университете начались каникулы, профессор решил отправиться к себе на родину, в Европу (он был шотландцем) и лаборатория была ему просто не нужна.

Коллеги заключили пакт: старший профессор предоставил молодому коллеге свою лабораторию до конца лета. Также из университетских фондов было выделено десять собак для проведения экспериментов и два студента-практиканта для ассистирования.

Кстати, когда эти самые практиканты — одного звали Чарльз, другого Кларк — в первый день пришли на работу, оказалось, что Фредерику нужен всего один помощник. Решили работать по очереди, а чтобы определиться, кто начнет первым, бросили монетку.

Выиграл Чарльз — да так и остался вместе с Фредериком в течение всего лета, они сработались и стали друзьями. Кларк же отправился восвояси — и проигрыш в этой «орел-решке» стал самой большой невезухой в его жизни.

Возвращаясь к университетскому профессору: помог он нашему герою на таком условии. По возвращению из Европы пожилой ученый инспектирует наработки молодого визави, и если никакого особого прогресса достигнуто не будет — в чем умудренный опытом корифей почти не сомневался — Фредерик перестает беспокоить уважаемого и заслуженного человека своими сумасшедшими и дилетантскими медицинскими теориями.

Прошло несколько месяцев. Осенью 1921 года профессор вернулся из поездки в Шотландию и запросил у Фредерика и Чарльза отчет о проделанной работе. Открывая папку с результатами исследований, этот ученый — звали его Джон, как же еще могут звать англосакса — уже предвкушал грандиозный факап своего надоедливого молодого визави.

…Джон закрыл последнюю страницу научного отчета. Вздохнул. Закурил. И тут же отправился в лабораторию, где предложил Фредерику и Чарльзу… стать их научным руководителем! Справедливости ради стоит отметить, что это не была бессовестная эксплуатация молодого дарования: именно теоретические познания и опыт Джона дополнили идею Фредерика и энергию Чарльза.

…Шла зима 1922 года. Всего два года назад Фредерику отказали в работе помощника врача в заурядной больнице. Год назад с треском провалилась его попытка наладить собственную врачебную практику. Он по-прежнему исключительно нуждался в деньгах и в финансовом смысле едва сводил концы с концами. Но всё это не имело значения по одной простой причине — У НЕГО ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!!!!!

В 1923 году Нобелевская премия в области медицины была присуждена Фредерику Бантингу и Джону Маклеоду за открытие инсулина. На тот момент Бантингу едва исполнилось 32 года.

В его день рождения, 14 ноября, ежегодно отмечается Всемирный день борьбы с диабетом — в знак признания заслуг Фредерика Бантинга. Мечтательному и рассеянному мальчику из канадской деревеньки все-таки удалось совершить что-то такое, за что ему будет благодарно всё человечество.

p.s. Половину своей Нобелевской премии Фредерик Бантинг отдал своему другу Чарльзу Бесту. Он считал несправедливым тот факт, что Нобелевский комитет обошел Беста своим вниманием, и всю оставшуюся жизнь не уставал повторять, что заслуга Беста в открытии инсулина не меньше, чем самого Бантинга или Джона Маклеода. На момент получения — пусть и неофициального — Нобелевки Чарльзу Бесту было 24 года, и он еще не успел окончить медицинский университет

Добавить комментарий