Алкоголизм, пьянство
Социальная цена алкогольной проблемы для общества составляет 2-5% валового национального продукта. 90% хулиганских поступков совершается в состоянии алкогольного опьянения. Влияние алкоголя обуславливает десятую часть общего груза болезней. Клиническая картина алкогольных психозов очень тяжелая, включает сердечно-сосудистую, легочную, почечную недостаточность… Алкоголь – токсическое вещество, которое быстро и беспрепятственно преодолевает гемато-энцефалический барьер, является психоактивным веществом.
Из книги Н.Бурмаки «Сквозь радугу стакана»
«Лжи блюдися, и пьянства, и блуда, в том бо душа погибает и тело»
Владимир Мономах
Алкоголизм – болезнь наследственная. Если первое поколение алкоголиков спивается за 10-25 лет, то второе и третье – за 3-5 лет.
Во Франции, родине шампанского, широко известна народная пословица «Деды пропили печень внуков». Мы пьем и в пьяном угаре не замечаем, что пропиваем своих детей, а то и внуков.
Есть категории людей, у которых проблемы с алкоголем проявляются наиболее часто:
1. у кого в роду одно-два поколения пили
2. черепно-мозговая травма
3. люди с неустойчивым типом или поражением нервной системы
4. интраверты – люди ранимые и хранящие все переживания в себе
Сигналом того, что нужно немедленно обратиться за лечением, служат следующие признаки:
1. Спиртное уже не вызывает тошноты, головокружения и других неприятных ощущений, организм как бы привыкает к нему и прием даже большой, сильно опьяняющей дозы алкоголя не вызывает защитной реакции – рвоты, другими словами — повышается толерантность к спиртному.
2. Теряется контроль дозы. Принятая доза не дает ощущения опьянения, а лишь вызывает непреодолимое и неконтролируемое желание пить еще и еще, т.е. утрачивается контроль за количеством выпитого.
3. «Травматики», а также те, у кого в роду пили, ранее других дают изменения в поведении при опьянении. Чаще проявляется агрессия, злобность, провалы в памяти, склонность к антисоциальным поступкам, аутоагрессии, самоубийствам, то есть все более теряется ситуационный контроль.
Людей, употребляющих спиртные изделия, принято разделять на бытовых пьяниц и алкоголиков.
К бытовым пьяницам можно отнести как людей, выпивающих понемногу почти ежедневно, так и тех, кто принимает спиртное время от времени – к событию. Если с возрастом и питейным стажем нет потери ситуационного или количественного контроля, такого человека можно отнести к лицам, употребляющим алкоголь на бытовом уровне. Считается, что в большинстве случаев такая форма пьянства безопасна в социальном и личностном плане.
Согласно определению ВОЗ, к алкоголикам относятся «неумеренно пьющие лица, чья зависимость от алкоголя достигла такой степени, что они обнаруживают нарушения соматического и психического здоровья или конфликты в области отношений с другими людьми, а также в области социальных и экономических функций, или же обнаруживают предвестники такого развития и потому нуждаются в лечении».
Различают три формы болезни:
— запойный алкоголизм
— систематический алкоголизм
— перемежающийся алкоголизм
Запойная форма алкоголизма
Вначале человек выпивает не более одного-двух дней, но достаточно систематически, например один раз в месяц. С течением времени запои становятся более продолжительными, а перерывы между ними – короче. В период между запоями больные равнодушны к виду и запаху спиртного. Это обстоятельство они используют при аргументации отказа от лечения, пробуют отодвигать запои. Но болезнь выражается в изменении ферментативной деятельности печени и запои возвращаются.
Систематический алкоголизм
Больные выпивают пусть и понемногу, но почти каждый день. Если условия работы не позволяют выпивать днем, это происходит вечером. Предложение воздержаться от выпивки хотя бы на месяц-два отвергается с недоумением: «А зачем? Я всегда сумею это сделать». Систематический алкоголик спивается по схеме: «после работы — на работе — вместо работы»
Перемежающийся алкоголизм
Эта форма включает элементы систематического и запойного алкоголизма. Человек может пребывать навеселе месяц-два, а то и больше. Пьет понемногу, в основном после работы. Но однажды, перепив, погружается в запой. Психическая деградация при этой форме болезни заметна уже на ранних этапах.
Этапы болезни
При бытовом пьянстве еще нет видимых разрушений организма. Но с увеличением частоты выпивок и количеством потребляемого спиртного рвотный рефлекс исчезает. Это первая стадия алкоголизма. Больной убежден, что научился пить.
С самого начала развития заболевания начинаются личностные изменения. Проявляются лживость, эгоизм, бахвальство, снижение возможности критически оценивать свое состояние. Возрастает психологическая ориентированность на алкоголь. С непьющими друзьями встречи прекращаются, увеличивается круг собутыльников, дома имеется запас спиртного якобы на случай прихода гостей, но в силу доступности – долго не задерживается. Мысли о спиртном вызывают приятное возбуждение, пить нравится. Еще нет яркого похмелья – наутро помогает квас, рассол, чашка крепкого кофе. Нет выпадения памяти, нет запоев. Но пьется в 2-3 раза больше и в 2-3 раза чаще. Используется любой повод для пьянки. Характерным признаком становится оживление в предвкушении застолья. Человек первым поднимает рюмку за столом – это так называемый «симптом опережения круга».
Со временем причин для выпивки становится больше. На любую просьбу, даже незначительную, звучит: «С тебя причитается», любое событие предлагается обмыть. Если выпить не предлагают, обижается. Причины выпивки вуалирует под общепринятые и традиционные – дружба, события, взаимопомощь. В оправдание пьянства рассказывает о бодрящем, благотворном влиянии алкоголя на организм, отрицает даже видимые негативные последствия. Такое состояние называется АЛКОГОЛЬНОЙ АНОЗОГНОЗИЕЙ, выражается оно в отрицании очевидных проявлений болезни. Это не просто лживость или симуляция, это стойкая убежденность в том, что алкоголизма как такового у него нет. Отстаивает право на выпивку, во что бы то ни стало. Все чаще проявляются перепады настроения, эмоциональная нестабильность.
В первой стадии еще можно прибегнуть к кодированию на дозированное употребление спиртного, если при опьянении не наблюдается потери ситуационного контроля. Этот вид лечения помогает отодвинуть развитие болезни на 3-6 лет. Даже на первой стадии болезни больной не застрахован от уродливых проявлений болезни.
Вторая стадия алкоголизма описывается выражением «я пью – все мне мало». В первой половине этой стадии дозы алкоголя достигают апогея и могут долго удерживаться на этом уровне. Ухудшается память, появляются запои или систематическое пьянство. Проявляется похмельный синдром. Ближе к третьей стадии дозы алкоголя снижаются. Рвотный рефлекс отсутствует. Ярко выражены как психологическая, так и физическая зависимость. Периоды алкогольной эйфории сокращаются, сменяются состоянием угнетения, а то и агрессией. Это рождает желание «догнать» дозу, что приводит к системному поражению организма. Нарастают страдания в период абстиненции. Повышается обоняние на спиртное. Нарастает синдром палимсестов, когда отрывочные воспоминания сменяются забыванием все больших отрезков периода опьянения.. Прогрессирует разрушение личности – раздражительность сменяется хамством, цинизмом, появляется специфический алкогольный юмор. Положительные эмоции добываются прежде всего за счет спиртного. К утрате чувства количественного контроля присоединяется утрата чувства ситуационного контроля – управление транспортом в состоянии опьянения, выпивки в случайных компаниях.
Начиная со второй стадии, больному практически невозможно без посторонней помощи отказаться от спиртного, хотя иногда трезвые интервалы могут быть достаточно длительными.
Третья стадия алкоголизма выражается словами: «осторожно, двери закрываются». Нарастают физические и психические изменения личности. Еще более, чем ранее снижается критика по отношению к себе и своей болезни. Беспечность и благодушие перемежаются грубым цинизмом и плоским алкогольным юмором. Угасает, сокращается во времени состояние алкогольной эйфории, постепенно входит в жизнь депрессия, сменяющаяся вспышками злобы и агрессии. Переносимость алкоголя снижается –дозы уменьшаются, восстанавливается рвотный рефлекс. Но потребность в спиртном высокая и становится практически непреодолимой после утреннего употребления. Похмельные страдания настолько высоки, что спиртное используется прежде всего как обезболивающее. Нередко больные начинают воровать, выносить из дома вещи за бутылку. Если обычные спиртные изделия недоступны, в ход идут суррогаты. Наблюдается высокая степень потери количественного и ситуационого контроля, пьют до тех пор, пока есть спиртное или до упора.
Нарастает разрыв производственных и семейных взаимосвязей. Алкоголизм практически всегда систематический или же запои очень длительные. Быстро развивается социальная, физическая и психическая деградация личности. Критика по отношению к своему состоянию в преобладающем большинстве случаев отсутствует. Если больной оказывается на этом этапе без поддержки окружения, то обычно пополняет ряды бомжей или бичей. Бомж — человек без определенного места жительства. Бич – бывший интеллигентный человек, эволюция жизненного пути которого выражается формулой: «способный – очень способный – способный на все».
Алкоголизм стал спутником нашего общества. Очень часто он настигает высоких начальников, обидчивых и завистливых людей, талантливых детей, которым с малых лет передозировали свою любовь взрослые.
При рождении нам даются в кредит от Бога здоровье, приятная внешность, интеллект, любящие родственники. Чтобы вырасти и отдавать по платежам любовью, милосердием, состраданием.
Гениальная Габриэль Шанель говорила: «Нельзя иметь одновременно две судьбы – судьбу необузданного дурака и умеренного мудреца. Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. Нельзя позволять себе еду и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным саморазрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой».